"Tour de Sky 2014" - пять дней большого финского авиашоу. День первый.
Посетив в прошлом году авиашоу LIAS 2013 в достаточно небольшом финском приграничном городе Лаппеенранта, остался очень доволен этим мероприятием - удивил высокий уровень организации, серьезное отношение к делу устроителей авиашоу и интересный состав участников. Если о проведении авиашоу в Лаппеенранте узнал достаточно случайно, то посетив его задался вопросом - насколько часто соседи радуют себя подобными праздниками? Начал изучать этот вопрос. Выяснилось, что небольшие авиационные праздники и дни открытых дверей на авиабазах проходят достаточно регулярно, по нескольку раз в году, а вот большие действа проводят нечасто. И, через некоторое время, выяснилось что в 2014 году планируется большое авиашоу на севере Финляндии, в крупнейшем городе региона, считающемся второй столицей страны, в Оулу.
Уже в марте-апреле стал известен предварительный состав участников - помимо "родных" финам F-18C финских ВВС, и пилотажной группы "Полуночных соколов" должны были принять участие шведские Гриппены и несколько F-16 европейских стран, плюс постоянно летающий на их воздушных праздниках великолепно отреставрированный Dc-3.
Решил съездить, хотя бы за качественными фото F-16, которые отсутствуют в моей фотоколлеции. Подтолкнула в определенном смысле и лень - Финляндия достаточно изучена и рядом - бронируй гостиницу, заправляй машину и в путь. Многократная виза в нашем приграничном регионе тоже не проблема. Нам жителям северо-запада в этом отношении, в виду соседского расположения стран, гораздо проще.
Ближе к дате проведения авиашоу выяснилось что примет участие и МиГ- 29 ВВС Польши. В общем есть из-за чего поехать.
Организаторы авиашоу анонсировали допуск на аэродром споттеров и прессы и в два дня предстоящие мероприятию и день после шоу - значит есть неплохая возможность отснять в "динамике" те самолеты, которые прилетят на статическую экспозицию.
После длительного лирического предисловия можно приступить к описанию самого действия.
День первый
Прибыл в указанную организаторами точку около аэродрома и время 7 августа к полудню. В 12.30 нас пустили на аэродром. Рассказали что и как, о чем я совсем не понял, финским языком почти не владею, выдали бейджи и стикеры на запястье руки. И, в сопровождении курирующих нас помощников мы отправились в место отведенное для съемки.
Еще во время ожидания пропуска на территорию мое внимание привлекли учебно-тренировочные самолеты Хокер Сиддли "Хок" в характерной красно-белой окраске, такой борт я видел в прошлом году на LIAS 2013. Они постоянно взлетали и заходили на посадку. Наверно, первые тренировки к предстоящему шоу, подумал про себя. Оказалось все проще, как выяснилось из расспросов, аэродром Оулу является местом базирования учебно-тренировочной эскадрильи. Возможно, непостоянным, какой либо другой информации из других источников я не обнаружил.
В общем, они не давали скучать в период ожидания основных участников. За весь день отснял семь разных бортов.
Скорее всего это "Хоки" модификации Мк.66 приобретенные Финляндией у Швейцарии, и недавно прошедшие модернизацию. Вообще финские Ястребы заслуживают отдельной статьи - много там интересного по материальной части и модификации конструкции.
Первыми из участников авиашоу прилетел, пожалуй, главный самолет авиапраздника - недавно прекрасно отреставрированный истребитель времён второй мировой войны Хоукер Мк IIА "Харрикейн" . Как выяснил самолет этой модификации был единственным в парке финских Харрикейнов.
Прилетел вместе с другим "старичком" Норт Американ Т-6 "Тексан".
Организаторы пообещали в день прилета "Харрикена" знакомство с ним с очень близкого расстояния. Ожидания превзошли действительность - можно было и подойти в плотную, потрогать, я убедился что это очень точная копия - где должно быть, использовано полотно, это не дюралевый новодел. Различные гидравлические и пневмо трубопроводы, конечно, из современных материалов, как и светотехника. Но все это органично вписано в конструкцию и не выглядит инородно. Единственное, что было не воспроизведено - вооружение. Но, думаю, это дело времени.
Кстати, присутствующие, даже дети вели себя очень достойно - никто не висел, не хватался за все что можно и нельзя. Я, по моему, единственный, кто трогал различные части планера, естественно осторожно, желая изучить из чего они изготовлены. Никто не выразил ни какого недовольства. Наоборот, видно было что поняли зачем я это делаю.
Только все успели отснять Харрикейн и переместиться к заборчику, поближе к рулежкам и ВПП - в небе промелькнули две стремительные тени - МиГи!
Резво пройдя парой на высоте не более трехстах метров, МиГи-29 ВВС Польши заложив крутой вираж, по очереди совершили посадку.
Примерно, через час прилетел польский транспортный самолет обеспечения.
В промежутке между прилетом МиГов и их самолета обеспечения, на аэродром прибыл еще один культовый самолет из разряда реактивных ветеранов - Фуга Мажистер.
Всего лишь один факт - еще в 2009 году эти самолеты активно использовались для подготовки пилотов в ВВС Израиля. Этот факт говорит о многом - ведь тамошние военные знают в толк в самолетах и проблем с обеспечением материальной базы у них нет. Значит самолет действительно хороший!
И в этом же интервале времени приземлились конкуренты МиГов-29 - два Ф-16 голландских ВВС принадлежащих пилотажной группе "Demo Team F-16". Кстати они как и МиГи-29 самых ранних модификаций, поэтому увидеть их, пусть и раздельное, выступление в рамках одного дня будет интересно.
Помимо самолетов - участников авиашоу аэропорт активно принимал рейсовые борта.
Конечно, трафик не уровня Хитроу, но вот такое гармоничное соседство меня удивляет уже второй раз. Причем сотрудников на летном поле фактически нет, и при этом организация всего процесса безупречно четкая и выверенная.
Поздно вечером в этот день прилетела еще одна звезда авиашоу - итальянская пилотажная группа "Фречче Триколори". Но их дожидаться не стал - необходимо было ехать заселяться на ночлег.
Вот так прошел мой первый день на " Tour de Sky".