17.07.2012 в 11:56 (5105 Просмотров)
Уже стало доброй традицией, собираясь куда либо в отпуск, мониторить окрестности на предмет интересных военных мероприятий. И вот, собираясь в очередной раз в Нидерланды, обратился к скремблу великому и узнал, что как раз во время моего там пребывания, на авиабазе Леувадрен будут проводиться крупные учения ВВС стран НАТО. Любопытно, что в них участвовали ВВС Финляндии, видимо по программе "Партнёрство во имя мира" и самые нейтральные ВВС Швеции. Получив подтверждение от голландских споттеров, что мероприятие достаточно интересное, с большим количеством участников и достаточно разнообразной матчастью - решил его обязательно посетить.
В этом году учения проводились с 16 по 27 апреля. В них принимали участие 10 F-16A/B ВВС Норвегии и один Falcon 20ECM , шесть EF-2000 ВВС Германии, семь EF-2000 ВВС Великобритании, восемь JAS-39 ВВС Швеции, шесть F-16C/D ВВС Польши, шесть F-18C/D ВВС Финляндии, пять F-16A/B ВВС Бельгии-130, голландская сторона выставила 15 F-16A/B, кроме того обеспечивали учения транспортные самолёты С-130 ВВС Швеции, F-50 ВВС Нидерландов, заправщики KDC-10 (Нидерланды), А-310MRTT(ФРГ), Tristar(Великобритания), KC-135 (США). Контроль за обстановкой осуществляли самолёты Е-3А (НАТО) и E-3D(Великобритания). Подробный список участников с бортовыми номерами и привязкой к подразделениями можно глянуть тут , а чуть подробностей по собственно учению можно глянуть тут.
После переваривания общей информации, решил попробовать попасть на территорию авиабазы официально. Мой голландский коллега сказал, что с этим проблем не будет, надо лишь написать письмо в пресс-службу МО Нидерландов. Письмо было отправлено и вскоре был получен оптимистический ответ, мол никаких проблем с аккредитацией быть не должно - ваше письмо отправлено на авиабазу для согласования деталей посещения. Я возрадовался, но как оказалось рано.. Сначала потерялось письмо, после его повторного отправления визит одобрили, но на неделю раньше моего прибытия в это чудное королевство. Но такие трудности нас не пугают, я к тому времени имел исчерпывающую информацию об окрестностях аэродрома. Там вполне реально пофотографировать и из-за забора.
Схема аэродрома с оптимальными местами "засад",
взято отсюда
Я знал, что этот аэродром специально (!) оборудован холмом в 100 метрах от торца полосы и рулёжек (2), чтобы споттеры могли максимально удобно фотографировать всё происходящее на аэродроме. Кроме собственно холма к нему проложена дорога и имеется место для парковки автомобилей!
Аэродром окружают фермы фризских фермеров, которые часто жалуются королеве на шум низколетящих самолётов.
К сожалению я приехал к самому "разлёту", на холме стояла изрядная толпа зрителей, ревел звонок предупреждающий о взлёте самолётов, объективы всех споттеров были устремлены в даль. Осталось пробиться вперёд и найти удобное место. По первому же взлетавшему самолёту стало понятно что место для съёмки взлётов крайне неудачное. Самолёты мало того что взлетали "на нас", так ещё большинство лётчиков берегло уши селян и уходило в низкое небо с предельным тангажом.
Правда все местные лётчики добросовестно работали на публику (споттеров), взлетали на максимале и набирали высоту очень не спеша, периодически совершая крены в разные стороны.
К сожалению, и погода в это день не сильно радовала. Была низкая облачность, дымка, периодически пробивалось солнце, которое быстро закрывалось очередным шквалом мелкого дождика. Всё это не способствовало получению фотошедевров. Большая часть самолётов быстро скрывались в низких облаках, лишь десяток проскользило ниже нижнего края..
В течении дня участники учений совершали два разлёта, в 09.30 и в 13.30. Взлёты совершаются с очень небольшими интервалами.
В каждом разлёте обычно 2-3 волны. Получилось так, что когда последние самолёты взлетели с аэродрома, до возвращения первых взлетевших оставалось около 30 минут. Поэтому после взлёта последнего самолёта вся толпа ринулась по машинам, мне только оставалось упасть на хвост очередной группке и постараться не потерять их на бесчисленных кольцевых развязках Леувардена. Это мне удалось и проехав парадный въезд на авиабазу я уткнулся в длиннющую очередь автомобилей пытавшихся припарковаться на дублёре дороги.
Видя, что до точки съёмки почти 2 км, решил проехать поближе и не прогадал.. мне удалось припарковаться практически в идеальном месте. Не прошло и 15 минут как в небе показались силуэты идущих на посадку F-16. В течении часа все самолёты приземлились, под конец порадовало прибытие польского М-28. Надежды на то что погода окончательно улучшилась, были развеяны очередным шквалом мелкого дождя с ветром Подождав полчасика и не видя перемены погоды к лучшему, решил потратить оставшиеся полдня на продолжение знакомства с Нидерландами.
Леуварден - очень приятное и удобное место для фотографирования ЛА. В виду близости полигонов на этом аэродроме часто проводятся различные мероприятия с привлечением большого количества авиатехники. Поэтому, если вы мобильны и погода хороша, есть смысл заскочить в это место на денёк, другой...