По следу "Тигров". День 3
Музей ВВС Норвегии - Norsk LuftfartsmuseumОсновной задачей третьего дня путешествия было посещение музея ВВС Норвегии - Norsk Luftfartsmuseum, что расположен в городе Бодё. Осложняло задачу то, что до музея нам предстояло проехать 500км и работал он в эти дни по зимнему расписанию, т.е. до 16.00. Поэтому замысел дня был такой, расчётное время прибытия в музей было принято не позже 14.00, по пути рассчитывали пообедать - плюс час, необходимость заправки, перекуров, фотографирования местных красот - ещё час. Учитывая что дорога идёт по сложной пересечённой местности, а штрафы в Швеции и Норвегии за превышение скорости высокие, рассчитывал её преодолевать за 6 часов. Поэтому подъём был ранним, сборы и завтрак быстрым и в седьмом часу мы пропетляв минут 10 по Оебуну в поисках нужной нам дороги устремились на Север.
Заправлялись в городке Арьеплуг. Снова неасилили автоматическую заправку, в автомате всё меню было на шведском. Пришлось просить помощи сотрудников соседнего автосервиса. Вышедший парень помог нам заправиться и всё время извинялся, что на меню колонок нет английского языка. И он очень удивился что мы из России - "это ведь так далеко" и вообще мы первые русские, которых он видит в этом городке! А дальше места пошли всё более дикие.
Первые встреченные дикие олени вызвали дикий интерес, а уже через полчаса мы лишь притормаживали при встрече. Интересно, что они не реагируют на едущие машины, а стоит остановиться, как олени уносятся в пампасы. Зелень исчезла, всё чаще стали появляться сугробики, заметно падала температура, поднялся устойчивый ветерок, запахло Севером. Мы въехали в Лапландию.
Приближалось время обеда. Ввиду пустынности места шансов найти общепит не было, поэтому заметив на берегу очередного озерца какие то мостки и домики решили там остановиться на перекус. Готовкой пришлось заниматься самостоятельно - это были открытые домики общего пользования. После обеда поехали дальше. Дорога пошла в затяжной подъём. Высота росла, температура падала, всё в соответствии с законами термодинамики. Менее чем за полчаса вокруг сменилось три сезона. Ранняя весна сменилась полноценной зимой, с вьюгой и температурой - 4С, а через 10 минут уже светило солнце и вокруг всё зеленело и вернулось лето.
Прошло полтора часа и мы увидели нарезающий круги над аэродромом Си Кинг. Проскочив поворот и описав циркуляцию мы выгрузились у музея.
Национальный Норвежский музей авиации весьма внушителен. Выставочные помещения общей площадью 10.000 м2, состоят из двух больших залов - гражданских самолетов (правда среди них затесался шпиён - U-2), и зал c военными самолетами и вертолетами.
В центральном помещении есть залы с общеобразовательными экспонатами где наглядно можно проверить законы аэродинамики, устройство самолёта и его систем. есть стенды рассказывающие о различных службах обеспечения полётами. Так же можно посетить диспетчерский пункт на крыше музея с прекрасным видом на город и аэропорт.
В Бодё базируются две эскадрильи (331 и 332) вооружённых F-16AM, F-16BM и посиково-спасательная 330 эскадрилья вооружённая вертолётами Sea King Mk43B. На территории авиабазы кроме авиационных подразделений расположены: позиции ЗРК NASAMS и подразделение быстрого реагирования. И что!? Сколько не вглядывался я с КДП в норвежские дали, ни одного ценного военного объекта вскрыть не смог. Ловко скрываются в складках местности! И даже полёты Си Кингов на время нашего визита отбили!! Пришлось идти в музей, вспоминая, что в годы холодной войны авиабаза Бодё являлась форпостом блока НАТО на севере Европы и что тут только не базировалось и не летало в направлении наших границ.
Всего в музее имеется около 40 самолётов и вертолётов, к сожалению 10% находится на реставрации либо вообще неизвестно где. Так FW-190A-3 числящийся на реставрации был обнаружен в зале в разобранном виде. В общем у этого музея такая же беда - недостаток свободных площадей. Ещё один минус - очень скудное освещение.
Состояние экспонатов отличное. Впрочем, что говорить, всё хорошо видно на фотографиях.
Это крупнейший норвежский авиационный музей и он безусловно достоин посещения. Я рассчитываю его посетить ещё раз, когда будет выставлен FW-190A-3 и находящийся на реставрации Blackburn Skua -единственный оставшийся в мире самолёт этого типа.
После закрытия музея мы постояли полчасика на краю авиабазы, надеясь что кто то из местных будет летать, но тщетно, полёты были отбиты и нам оставалось двигаться к очередному кемпингу.