"Tiger meet -2014" или снова к "тиграм".
Зарегистрировавшись на очередной "Tiger meet" я почувствовал лёгкий шлепок совести и второе я проворчало- "тыж ещё за прошлое не рассчитался..". Ах да, подумал я, все ведь давно готово, осталось то из отобранных 500 фотографий отобрать хотя бы половину, оставить, так сказать, лучшее из лучшего. Пара вечеров, десяток мучительных часов в выборе лучшего. Легкая шлифовка текста - прошу ознакомиться, авиабаза "Люфтваффе" Ягель. Место дислокации разведывательного авиаполка 51 "Immelmann" (AKG 51) ВВС Германии. На вооружении полка состоят самолеты Panavia Tornado. С 16 по 27 июня 2014 года военно-воздушная базя Ягель стала местом проведения очередных международных авиационных учений Tiger Meet 2014.
Список участников "Tiger Meet 2014" (страна/подразделение/ авиабаза/ количество х тип техники):
Венгрия: 59/1 Puma Squadron, Kecskemet; 4x JAS 39C, 1x JAS 39D Gripen
Чехия: 211 Tactical Fighter Squadron; Caslav 3x JAS 39C, 1x JAS 39D Gripen
221 Tactical Squadron, Namest Nad Oslavou; 2x Mil 24V Hind, 1x Mil 171Sh
Польша: 6th Fighter Squadron, Poznan-Krzesiny; 5x F-16C, 1x F-16D Fighting FalconНидерланды: 313 Squadron, Volkel; 5x F-16AM Fighting FalconБельгия: 31 Smaldeel, Kleine Brogel; 4x F-16AM, 1x F-16BM Fighting Falcon
Турция: 192 Filo, Balikesir; 3x F-16C, 2x F-16D Fighting FalconФранция: 11 Flotille, Landivisiau; 5x Rafale M
ECE 05.330, Mont de Marsan “Cote d’Argent”: 2x Mirage 2000-5F, 1x Mirage 2000B
EC 1/7, St Dizier-Robinson “Provence”; 1x Rafale B, 2x Rafale C
Швейцария: Fliegerstaffel 11, Meiringen; 4x F/A-18C, 1x F/A-18D Hornet
Германия: TaktLwG 51, Schleswig–Jagel; Tornado ECR, Tornado IDS (4 aircraft assigned for each mission)
TaktLwG 74, Neuburg an der Donau; 6x Eurofighter EF2000, 1x Eurofighter EF2000(T)
Khr 36 (DEU) — Tiger
GFD (DEU) — Learjet
Австрия: Jet Trainer Squadron, Linz-Horsching; 4x SAAB 105OEВеликобритания: 814 Naval Air Squadron, RNAS Culdrose; 2x Merlin HM1
НАТО: No 1 Squadron, Geilenkirchen; 1x E-3A Sentry (operating from Orland in Norway)
Парковку в этот раз организаторы мероприятия устроили практически в торце полосы, в последствии мы это оценили. А вот объявленное место для "споттеров" на аэродроме откровенно говоря не воодушевляло (на схеме обведено зелёным). Тут приходилось помучиться с выбором, быть поближе к ВПП (рабочая, та которая поуже), но тогда ты оказываешься далеко за центром ВПП и взлетающие самолёты будут видны лишь с одного унылого ракурса спереди в пузо, либо становишься правее к центру полосы, но тогда увеличивается расстояние до неё.
Утро перед выездом на аэродром нас встретило нас шквальными порывами ветра и мелкими секущим дождиком. Погода не радовала.. К КПП авиабазы прибыли одними из первых, в нашем деле это важно -позволяет выбрать лучшие места на поле.
Проход на аэродром был организован отлично, в палатке быстро движущийся поток посетителей раздваивался к четырём бойцам люфтваффе, вооруженных ноутбуком. Им предъявляли распечатку подтверждения регистрации или паспорт, он отмечал посетителя в базе и "вилькоммен ауфдем флугплатц!". Вручал памятную нашивку и предлагал беруши. После чего мы загрузились в автобус и нас повезли на специально огороженную площадку. Мы были первыми и нам удалось занять наиболее оптимальную позицию, как и планировали. Рельеф местности был таков, что с нашей площадки основная ВПП вообще не просматривалась. Поэтому мы всё таки решили стать как можно ближе к пересечению полос. Не могу сказать, что это идеальное место, но на мой взгляд на этом аэродроме для нас его и не было.
Начало первого разлета самолетов пришлось ждать около часа, к тому времени площадка хорошо заполнилась..
За это время пару раз налетали заряды мелкого дождя, который на таком ветру высыхал через 15-20 минут.. Настроение было подавленное, при такой погоде качественных фотографий не получить..
Такая вот была погодка - фотка без обработки, вертушки как всегда первыми уходят на задание..
Но делать было нечего, на стоянках взвыли вспомогательные силовые установки и на аэродроме пошла движуха, в которой уже было не до дождя и шквального ветра.. Хотя из за ветра четверть фотографий получилась с отрезанными носами и хвостами.. Первыми стартовали голландские F-16
За ними потянулись французы на "Миражах"
А за ними "Люфтваффе" на "Еврофайтерах" и "Торнадо"
"Еврофайтер" очень динамичный самолет, вполне на уровне наших МиГ-29 и Су-27. Меж потока немецких "Торнадо" взлетающих с грацией чемодана (зато взлетающих с небольшим тангажом и полого, давали возможность получились интересные ракурсы), вклинивались швейцарцы на стремительных "Хорнетах" и венгры на юрких "Гриппенах".
Неожиданно для всех просвистел над толпой немецкий ударный вертолет "Тайгер" - его я в полете видел впервые.. Кроме него были и другие нежданные гости. Неожиданно, прополз по горизонту, зашел на посадку AW101 Merlin Королевский ВВС. Втихую приземлился швейцарский Beechcraft 1900 и через некоторое время стартовал в обратный путь.
Разлет продолжался около двух часов, за это время некоторые самолеты сели и прорулили по рулежкам к зрителям для демонстрации своих "тигриных" шкур.. От такого буйства красок даже на несколько минут проглянуло солнце. На солнышке стали очень хорошо видны отметки о боевом применении различных видов управляемого вооружения. Да, НАТО активно сеет "доброе и вечное" в странах второго мира..
После первого разлёта и парада "тигров" возникла часовая пауза, во время которой самолёты обслуживались и заправлялись. Решили подзаправиться и мы. Немецкие организаторы "опендея" расстарались, были и кебабы и хот-доги и горячие напитки, очень актуальные в такую погоду. Попутно пофотографировали персонал авиабазы, обеспечивающий безопасность и порядок на "опендее".
Особое внимание привлекала молодая женщина- оберлейтенант, которая руководила движением автобусов перевозящих споттеров. Она целый день находилась под дождем и ветром, без головного убора или капюшона и при этом излучала оптимизм, щедро одаривая всех улыбкой. Водители автобусов активно моргали ей фарами и подудывали в клаксоны.
После того как начался разлет второй волны самолетов, погода не улучшалась, а скорее разыгралась на полную. Мы приняли решение выбираться с аэродрома, дабы сменить точку съемки и пофотографировать посадки самолетов стоя под глиссадой и кроме того (на самом то деле!:)) появлялась возможность пересиживать в машине шквалы дождя. Загрузились в автобус и поехали на выход. Обилие фотографов у забора и за забором, подтвердили наше подозрение, что это место (на схеме обозначено жёлтыми точками) может быть интересно. Так оно и оказалось. К окончанию полётов можно было вообще уйти к КПП авиабазы, где стояли самолёты-памятники.
Во время посадок, француз на "Рафале-М" промазал мимо основной ВПП (на этом аэродроме две полосы, одна основная, а вторая использовалась как стоянка для вертолетов). Продираясь сквозь заряды дождя он упорно метил на полосу уставленную вертолетами, но видимо сам заметил свою оплошность или руководитель полетов дал команду и врубив форсаж, ушел на второй заход. Неужели он на посадку заходил визуально, не используя ILS или что то подобное?
От забора очень хорошо просматривались РД по которым выруливали на старт участники учений. Стало понятно, почему так рано отрывались самолёты от ВПП - взлёт производили практически с крайней плиты, плюс очень сильный встречный ветер.
К 18 часам все самолёты были на земле, народ стал собираться по домам, начали сборы и мы. Тут к нам подошли коллеги из Бельгии, познакомились, пообщались на злободневные темы. Расстались друзьями, с приглашением поспотить в Кляйне Брогель.
За ужином обсудили фотографии сделанные за день. Получилось не блестяще, но место у забора всем понравилось, поэтому решили, что если завтра погода будет такая же плохая, по поедем, как и планировали в танковый музей в Мюнстер, а если будет солнце, едем снова под глиссаду, пофотографируем хоть посадки при хорошем свете. На том и отбились.