26.05.2015 в 01:55 (3945 Просмотров)
Вот и отгремели очередные "натовские" учения "Tiger meet -2015". Принимала их в этом году солнечная Турция на авиабазе Конья. Организаторы учений в этот раз подсуетились - сообщили точные даты "споттерсдеев" за полгода, что позволило спокойно планировать поездку. К сожалению, подтверждение регистрации они разослали за месяц до дня "Д", что не позволило приобрести недорогие авиабилеты, поэтому нашей дружной компанией было принято решение совместить пакетный отдых в Турции с двухдневным визитом в Конью. За месяц до начала учений начали одолевать сомнения, а стоит ли ехать вообще. Дело в том, что, не смотря на то, что это были юбилейные 55-е встречи «тигров», НАТО одновременно проводило ещё два авиационных учения в Скандинавии и в Центральной Европе. Поэтому основная часть «тигриных» эскадрилий была задействована там. Очень долго на сайте организаторов в участниках "Tiger meet -2015", удручающе присутствовало лишь две страны – Турция и Греция. И хоть организаторы обещали сюрпризы и вскоре подтвердили своё участие швейцарцы, французы и поляки (но передумали прилетать греки), традиционная их массовость подкачала. Тем не менее, шанс побывать на турецкой авиабазе и увидеть хотя бы «Фантомы» надо было использовать.
Отмокнув немного в Средиземном море, арендовали машину и после трёх часов живописной дороги катили по Конье. Решили разведать местность и оценить места возможной парковки, так как организаторы предупреждали, что парковка маленькая и все посетители могут не вместиться. На подъезде к авиабазе увидели в небе заходящий на посадку турецкий E-7T (B737AEW&C) и проскочили развязку, зато нашли место резервной парковки, если у ворот авиабазы будет тесно. У ворот авиабазы нас встретил сотрудник военной полиции, показал нам, где въезд на парковку и развернул в обратный путь, мол, завтра приезжайте. Так как парковка была действительно небольшой, решили приехать за час до запуска гостей на авиабазу.
За час до запуска на аэродром мы запарковались у КПП и были не первыми. Пока подъезжал народ, было время по изучать обустройство авиабазы. Внешнее ограждение из традиционной для «натовских» авиабаз сетки с пущенной поверху колючей проволокой дополняет растянутая перед забором низкая сетка из «колючки», практически скрытая в траве, периметр освещается и через каждые 150-200м стоит столб с камерой видеонаблюдения. Кроме того, периметр охраняют сторожевые вышки – некоторые капитальные, высотой 10-15м с которых подступы к аэродрому хорошо просматривались. Теперь предупреждение организаторов для споттеров не собираться у забора авиабазы, как принято в Европе, стало весомым. Въезд на авиабазу охранялся двумя бойцами в бронежилетах и касках, вооруженными автоматами G3, правда без примкнутых магазинов.
Постепенно площадь перед КПП заполнялась фотографами, которые стали саморганизовываться в некое подобие очереди. Но тут появился турецкий юзбаши(капитан по нашему), который скомандовал всем положить рюкзаки и фотосумки на землю и отойти в сторону. После этого появилась служебная собака, которая начала обнюхивать споттерское добро в поисках взрывчатки или наркотиков. Но видимо сотни глаз обращённые на собаку смутили её и вызвали расстройство желудка. Песик навалил куч меж рюкзаков ко всеобщему «восторгу». Зачем было устраивать это дог шоу, если все потом проходили через рамку металлоискателя, а сумки и рюкзаки просвечивались как в аэропорту.
После ритуала обнюхивания, юзбаши попросил всех выстроиться по алфавиту и проходить в таком порядке на КПП. На резонные доводы споттеров, что это как бы не совсем справедливо, юзбаши пообещал завтра начать запускать с буквы Z. Уяснив, что «мой» день будет завтра, присел на поребрик, ожидая, когда пройдет основная часть фотографов. На КПП нас проверили ещё раз техническими средствами. Отмечали нас в бумажных списках, ставя галочку напротив фамилии. Гражданство вызывало у турецких военнослужащих радостное изумление - "о руссиа, салям алейкум!"
После все рассаживались по автобусам, которые доставили нас на специально выделенную площадку у рулежной дорожки. После высадки все резво бегут к РД, занимать лучшие места. При любом направлении ветра, лучшее место при взлётах ближайшее к центру ВПП. Хоть народ уже стоит плотно, мне удаётся вклиниться в первый ряд.
До начала основного разлёта ещё полтора часа и авиабаза Конья развлекает собирающих споттеров сольным пилотажем «солотюрка» к сожалению не в парадной «ливрее». Пока все глазеют на стремительный пилотаж, местные лоукостеры спешат покинуть аэродром. Следом за ним на рулёжке показалась махина голландского заправщика КС-10 и местного самолёта ДРЛО E-7T. Незаметно стартовал "Ирокез" шустро ломанувшись по каким то делам..
Неожиданно, но ожидаемо в воздухе просвистела пара "Фантомов" и заложив боевой разворот пошли на посадку. +1 к списку вожделенных машин)) В строю с "Фантомами" пытались удержаться аисты.. но не успевали..
Обычный лётный день на «натовских» учениях состоит из пары разлётов. Первый и основной, начинается в 10 часов, за час в воздух уходят все участники учений и приступают к выполнению стандартных миссий. Вторая волна стартует примерно в 14 часов и обычно в ней участвует меньшее количество самолётов, чем в первой. Вертолёты и самолёты обеспечения учений (заправщики, «АВАКС» и пр.) уходя по одному им известному плану, какой то чёткой зависимости у них нет. За короткое время практически все участники учений продефилировали мимо нас покрасовавшись "тигриными" окрасками.. Среди истребителей вклинился транспортный CN-235
К полудню всё вылетевшие самолёты вернулись, включая заправщик и самолёты ДРЛО. Е-3 неожиданно для всех сел с другой (северной) стороны, видимо нашпионился у наших берегов. Так же взлетела пара итальянских AВ-212ICO, покрутившись немного вдоль полосы (шла фотосессия) тоже отправились по своим делам.
В обеденный перерыв нам устроили праздник «Турецкие Звёзды» (Türk Yıldızları) — пилотажная эскадрилья турецких военно-воздушных сил. К сожалению, несколько ограниченным составом в шесть самолётов (обычно пилотаж выполняется восьмёркой), но с достаточно эффектной программой. В целом мне понравилась их программа, конечно не сравнить с нашими «Стрижами» и «Витязями» или «Фречче Триколори», но лучше швейцарской «Патруль Сюисс» выступающих на однотипных F-5. Учитывая, что «Турецкие Звёзды» редкий гость на европейских авиашоу, это был ещё один хороший сюрприз от организаторов.
Пункт питания и торговые точки были развёрнуты в ЖБУ, это давало укрытие от солнца, которое к обеду стало припекать немилосердно. Немного перекусив прошлись по торговым точкам, затарились сувенирами. Во время этого перерыва произошло награждение турецких лётчиков тортиком, причины торжества мы не поняли, так как трансляция велась на турецком языке.
После обеда всех пропустили ближе к основной стоянке. Оттуда получились весьма колоритные кадры. К сожалению солнце к тому времени перевалило зенит и взлёты получались в контровом освещении. Среди взлетающих F-16C обратил внимание борт 92-0005, который нес под фонарем отметку о сбитом сирийском Ми-8. Инцидент произошёл 13.09.2013, когда по словам турецкого командования вертолёт углубился вглубь турецкой территории на 2км, был сбит, но упал на сирийской территории в 400 метров от границы.
Самолёты начали возвращаться после 16 часов, когда солнце стало уж совсем контровым, кроме того посадки шли на дальнюю полосу и при наличии марева от раскалённых РД и ВПП получить качественные фотографии было нереально, поэтому мы решили пофотать "Фантомы" и отправились отдыхать после жаркого дня.