RSS лента

Юрий Ф.

(4) НЕОЖИДАННЫЙ ПОВОРОТ СЮЖЕТА

Оценить эту запись
07.07.2016 в 13:48 (7259 Просмотров)
Любопытные отклики читателей на рассказ ОБРАТНОЙ ДОРОГИ НЕТ (продолжение)
Эти заметки были комментариями к самому рассказу. Но мне показалось, что сей разговор будет интересен и для многих других авиаторов. Ведь не каждый станет открывать уже прочитанный материал! Поэтому поместил эти заметки в отдельную тему.

Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	image (9).jpg 
Просмотров:	5512 
Размер:	67.5 Кб 
ID:	72900

Читатель ВАЕ:
Не имея намерения возражать автору по сути , хотелось бы "вступиться" за техников, произнеся сакраментальное "не все так однозначно".
И привести пример с бывшим командующим ИА ПВО СССР генерал-лейтенантом Кадомцевым А.Л.
Во время Великой Отечественной он, выпускник ВВИА им. Жуковского, имея инженерное образование и должность инженера эскадрильи, изучил инструкцию летчику, а потом на свой страх и риск самостоятельно поднял в небо и умудрился посадить боевой истребитель!
За что сначала был авиационным начальством наказан, а потом отпущен с Богом в летное училище, каковое закончил экстерном , сумел стать великолепным летчиком и дослужиться до упомянутой должности.
(Погиб в полете на МиГ-25, при пожаре двигателя по причине обрыва лопатки турбины, и отказе системы управления.

Это пример положительный, так сказать. Есть и отрицательный. Когда некий техник самолета Вронский, проходящий службу в ГСВГ, "полетав" на тренажере у друга-сослуживца, сумел угнать в ФРГ Су-7БМ. Правда, совершить там посадку он не решился, и просто катапультировался (вполне благополучно!) над территорией Западной Германии. Но одно то, что человек без летной подготовки сумел взлететь на Су-7 (никогда не считавшимся легким в пилотировании), и провести его по маршруту, вызывало полное недоумение у бывалых пилотов...
Как видите, в жизни бывало всякое. Да что там – в свое время (первая половина 90-х) наш командир полка провез на Л-39 одного из механиков-прапорщиков. О чем тот до сих пор вспоминает с умилением и гордостью.

Но по сути автор, безусловно прав.

Автор:
Только сейчас заметил ваш комментарий.
А, собственно, что я должен был увидеть? Я не знаю, лётчик вы или нет. Но любой пилот знает, что взлететь (тем более «полетав» на тренажёре) – особо трудностей не возникает! Дайте самолёту разогнаться, он сам оторвётся от полосы! Потому, как во всех самолётах используется аэродинамическая компоновка постоянства скорости: скорость растёт – самолёт набирает высоту, скорость падает – самолёт начинает снижаться. Взлёт – это не самый трудный элемент полёта! Я не знаю ни одного случая, чтобы в училище какого-нибудь курсанта списали по нелётности из-за неумения взлетать! А вот посадить самолёт – для этого надо быть всё-таки лётчиком или иметь что-то лётное за душой и обязательно этому обучаться! Поэтому ваши пассажи, что бывалые пилоты были в недоумении от полёта Вронского, у меня лично вызывают только улыбку! Маршрут? Да чушь это всё! Не было у него полёта по маршруту! Предатель Вронский привёл Су-7 не в какую-то заданную точку, а просто улетел на запад, где и катапультировался!
Без комментариев оставляю случай с Кадомцевым, командование приняло то решение, оно себя оправдало или нет – вопрос спорный. Но, судя по конечному итогу, – нет! Хотя вы почему-то не указали, что ТОГДА Кадомцев не «посадил самолёт», а разложил его на посадке – закономерный итог для того, кто летать не умеет! И представим, если каждый техник начнёт взлетать и «пробовать» себя лётчиком! А? Страна останется без самолётов и без техников. И подозреваю, что после 2го или 3го подобного случая будут подобные попытки пресекаться очень жёстко, в условиях фронта – вплоть до расстрела! И сразу количество желающих "полетать" снизится до нуля.
Я знал случай, когда в 1960х гг. молодой парнишка, механик Ан-2, мечтавший о небе, решился на подобный подвиг, наблюдая за действиями пилотов, когда его брали с собой в полёт. Он, по-видимому, тоже решил, что посадить самолёт – это что-то вроде того, что запросто. На посадке разложил самолёт в дрова, сам чуть не покалечился. Был судим. Суд дал ему условный срок (учитывая молодость и положительные характеристики), но присудил выплатить Аэрофлоту стоимость Ан-2. И платил бы он всю жизнь! Но из армии поступил в наше училище. В порядке исключения, ибо с судимостью в военные училища вообще (я уж не говорю про лётные) не берут. Якобы вопрос решался самим Главкомом ВВС Кутаховым. Но всех удивило желание юноши стать лётчиком. А раз стал военным, то по сов. законам армия выплатила Аэрофлоту эту задолженность. (Я не знаю всех тонкостей, так нам рассказали.) Он отлетал на 2м курсе всю программу на Л-29, 3й курс – всю программу на МиГ-17 (а это уже боевой истребитель!). Но лётчиком он так и не стал из-за своей дури! Обучаясь на 4м (выпускном) курсе, повздорил с мл. лейтенантом (слушателем УТАП), набил ему морду! А мл. лейтенант – офицер! Курсант поднял руку на офицера – уголовное преступление! Мл. лейтенант подал рапорт! Спасая от трибунала, начальник ХВВАУЛ отчисляет этого героя из училища! И ему восстанавливаются платежи за поломанный когда-то Ан-2! Но выплачивать уже армии!
А теперь давайте восхищаться: ах какой он молодец!
Ваш командир полка – по сути преступник! Рисковал жизнью прапорщика и своим будущим! Ради чего, позвольте спросить? Чтобы механик-прапорщик вспоминал с умилением и гордостью? ЗАЧЕМ? Остальное всё сказано в эссе!
Да погодите! Знаю я вашего Кадомцева! Или вернее, как он погиб! Никакого там отказа управления самолётом не было! А было элементарное незнание этим генералом авиатехники и инструкции лётчика, высокое самомнение о себе, любимом!
Ему речевой информатор женским голосом в эфир подсказывает:
«Борт такой-то пожар на двигателе! Катапультируйтесь!.. Борт такой-то пожар на двигателе! Катапультируйтесь!»
А он в эфир (с возмущением): «Какая мне тут бл*дь подсказывает?!»
Через 40 секунд Мигарь и взорвался в воздухе!
Ну и давайте порассуждаем: какой был замечательный этот лётчик, генерал-лейтенант авиации Кадомцев!
Всё Министерство обороны отплёвывалось потом в ЦК!

Читатель ВАЕ:
А вот и напрасно Вы заводитесь. Я же сразу оговорился, что по сути поднятого вопроса Вы правы. И просто привел примеры (и это не последние) опыта пилотирования самолета людьми без специальной подготовки. Просто мне всегда этот вопрос был интересен. Кстати, в Великобритании несколько лет назад был случай: пилоту легкомоторного самолета стало плохо с сердцем, потерял сознание (или даже помер в полете, не помню), так самолетик сумел посадить пассажир, не имеющий летной подготовки. По подсказкам с земли по радио... Наверное, ему деваться было некуда! Опять же, "Последний дюйм" читали? Написан по реальному случаю.

А вот насчет Кадомцева Вы не правы. Это действительно был замечательный летчик. Почитайте воспоминания генерал-полковника Москвителева Н.И. Ему-то, надеюсь, доверяете?

P.S. Разве речевой информатор может давать команду на катапультирование? Насколько понимаю, это исключительно прерогатива РП, или я не прав?

Да, вот еще хотел бы уточнить по поводу вашего " Поэтому ваши пассажи, что бывалые пилоты были в недоумении от полёта Вронского, у меня лично вызывают только улыбку!"
Я готов улыбаться с Вами вместе, но в данном случае пассажи не мои, а взяты вот отсюда:
https://topwar.ru/index.php?newsid=56144

Конкретно именно об этом говорится так:
"Самым неординарным в этой истории оказалось то, что самолет, заслуженно считавшийся достаточно сложным в пилотировании, сумел поднять в воздух и провести по маршруту человек без какой-либо летной практики. Поверить в это не могли ни проверяющие, ни люди с маломальским летным опытом («да он должен был лечь тут же у старта!»). Один из летчиков-истребителей, поднимавшихся в то день на поиск беглеца, вспоминал впоследствии, уже будучи командиром истребительного полка: «Моральная сторона тогда почти не обсуждалась – предатель, и всё тут. Но нас больше всего интересовало, как совершенно неподготовленный человек смог взлететь на «Сухом» и не сгореть на взлете. Стремление понять истоки такой безрассудной смелости, даже уважение к этому человеку за то, что он решился на такое, на что ты б не решился, пришло позже, задним числом, с возрастом».

Автор:
По поводу речевого информатора. Причём тут «даёт команду»? Он даёт не команду, а подсказывает лётчику (одновременно информируя ГРП) о ситуации в воздухе и отказах. Уже то, что такая информация пошла от бортовой системы в совокупности со всеми признаками пожара, уже говорит о том, что в кабине пилоту нечего делать! Самолёт уже не спасти! И так пренебрежительно в эфир насчёт бабы, которая ему подсказывает?? Да знал ли сей генерал вообще, что такая система есть на самолёте?? Это явно плохое знание авиатехники и самоуверенность, самовлюблённость в себя (да мне по боку, что там случилось, я же генерал-лейтенант! Значит, прикажу и будет так, как я захочу!) Да лучше бы его за тот взлёт посадили тогда! Кадомцев своей глупой гибелью лишь опозорил высокое звание генерал-лейтенанта авиации!
Воспоминания Москвитилёва о Кадомцеве? А что мог написать о друге офицер? Вот только после катастрофы, когда по всем ВВС Кадомцева (из-за его гибели по глупому) справедливо оплёвывали как недалёкого пилота (даже до нас, курсантов, это доходило), что-то его голоса слышно не было! Да и кто мог сказать о Кадомцеве, что он такой звездатый лётчик, если погибает пусть в сложной обстановке, но по своей глупости?? Или продолжать вскрики: «Ах, он был такой лёёёёёёётчик! Ах, он тогда прочёл инструкцию и сам взлетел!» Ну и что??! Вы не забыли, что ТОГДА этот ззззззамечательный ллллллётчик, прочитав Инструкцию, разложил-таки на посадке самолёт! Но почему-то все защитники Кадомцева это предпочитают не вспоминать! А взлететь и дурак может! Особенно если перед этим он почитал Инструкцию!
В тот свой первый вылет инженер Кадомцев, шасси не убирал, что резко повысило расход бензина. Про шасси забыл – навыков нет, глаза расширены, взлетал в спешке, ибо боялся, что пара истребителей прикрытия аэродрома собьёт его по команде с земли раньше, чем он покажет им, что угонять самолёт к немцам не собирается! А его потом всё время и держали на прицеле! Что-то мне подсказывает, что его потому и не сбили, что видели выпущенные шасси! (Кстати, это ж только в фильме у Л. Быкова наши истребители взлетают лишь при появлении фашистов над точкой! Или сам Титаренко запросто может сесть на «мессере» на свой аэродром и никто его не посмеет сбить! Однако аэродромы на фронте прикрывались и несколькими дивизионами ствольной зенитной артиллерии, и с рассвета до заката – дежурной парой, а в некоторых случаях и звеном над точкой! Или этот супермен Титаренко погонами своими капитанскими помашет нашим зенитчикам и своим коллегам-лётчикам из кабины самолёта со свастикой? Дебелизм да и только!)
Вдруг оказалось, на практике летать – это совсем не так просто, как написано в Инструкции лётчику! (Кто бы мог подумать!) При заходе на посадку Кадомцев закрылки не выпустил, а это увеличивало скорость подхода к земле (а в инструкции-то скорости планирования и посадки указаны с выпущенными закрылками!). Он четырнадцать раз не сумел попасть на поляну, где был аэродром (естественно: опыта ведь нет и с управлением не мог справиться, а, возможно, потому ещё, что ветром сносило). Бензин заканчивается, а он ещё не посадил «героически» самолёт, как ему не раз грезилось в мечтах перед сном (после чего его сразу все зауважают и победителей не судят)! В общем, мотор станет и надо будет прыгать! Трибунал ему в этом случае светит однозначно! Как он рассказывал в своих объяснениях: чтобы избежать позора, решил погибнуть! Майор стал нервничать. (Я его понимаю!) Тут повезло, с горем пополам, вроде как удалось завести ястребок на аэродром. Ага! Аэродром проскочил! Пришлось снова набирать высоту и выполнять ещё заход! Чуть не потерял из виду свою опушку, где базировался полк, – полян-то вокруг много, а умения вести ориентировку нет! И техника в условиях войны замаскирована! А тут ещё свои теряют терпение и нервируют этого Кадомцева, имитируя атаки, показывая: давай на посадку, не смей от точки уходить – собьём к чёртовой матери! Опять повезло! Нашёл! Кадомцев пытается планировать на тех скоростях, о которых прочёл в инструкции, а самолёт с убранными закрылками «сыпется» – сей самоучка не может понять, почему (в практической аэродинамике же полный дуб!), но хоть догадался увеличивать обороты, иначе гореть бы ему в лесу! Наконец, оказавшись над аэродромом, но не имея никакого опыта в определении высот начала выравнивания, выравнивания и посадки самолёта, Кадомцев и «приземлился», буквально разбив истребитель, ибо уронил его с высоты 5-8 метров, отмочил прогрессирующего «козла» и после многочисленных касаний земли, остановился, подломив стойку шасси! (По-видимому, садился с парашютированием, просто убрав обороты мотору; самолёт потерял скорость и грохнулся с верхотуры о континент, ещё и со скольжением! Хорошо хоть без скорости да ещё со скольжением не попал в неуправляемое автовращение крыла и не ударился кабиной о землю!)
Вот вам вся правда о «лётной талантливости» инженера майора Кадомцева! Он потому никогда никому и не рассказывал о том полёте, потому что страху в тот день натерпелся по самое не могу!
Поэтому не явился неожиданностью приведенный вами отрывок о Вронском! Мы ещё в то время высмеивали подобные пассажи, сказанные явно не лётчиками! Кому-то это было тогда нужно хоть в чём-то восхищаться предателем! Не исключаю, что ваша ссылка – это отголосок передач «Свободной Европы» тех лет: автор тогда запомнил и сейчас написал! Потом приходилось общаться и с однополчанами Вронского. Никто (ещё раз: НИКТО) не помнит таких удивительных возгласов в его адрес (ах, как он справился! ах какой сложный самолёт Су-7!!) Вы так и не поняли, тогда подчеркну вам ещё раз: взлёт на самолёте, в т.ч. и на Су-7, особой сложности не представляет! Особенно после того, как поднатаскался на тренажёре или хотя бы почитал Инструкцию (где особенности поведения самолёта на всех этапах полёта прописываются лётчиками-испытателями хорошо). Туда же ваши восхищения о Кадомцеве: взлететь – взлетел, а вот на посадке – пшик! И чтение Инструкции не помогло! И в чём его гениальность, как лётчика? Только и остаётся, что удивляться! Но не лётными качествами, а его крайней недисциплинированностью!
Общаясь с лётчиками-однополчанами Вронского мы хотели просто послушать их восхищения (или недоумения), чтобы просто в своём кругу посмеяться над этими недалёкими (на наш взгляд) пилотами. А оказалось, что всё то – липа, придуманная теми, кто никогда не летал! Неслучайно в заметке не названо ни одного лётчика по фамилии, включая «ставшего потом командиром полка»! Это ж надо: идут годы, лётчик становится командиром полка, а всё восхищается этим Вронским, который взлетел, а не сгорел на старте! Вам, НЕлётчику, это не смешно??!! Однако те лётчики, что помнили уход Вронского имели точно такие же суждения, как и мы! Уже то, что этот «пилотяга» после взлёта не убрал шасси (что существенно сказалось на расходе топлива) – уже говорит о бестолковости (а никак не сообразительности и гениальности в лётном отношении) этого негодяя, как пилота!
По фильму (и рассказу) «Последний дюйм». Будучи мальчиком, 6-7-8 лет, с удовольствием смотрел этот фильм, восхищался пареньком, завидовал по-доброму ему! Ибо сколько себя помню, хотел стать лётчиком-истребителем. Вы говорите, что рассказ написан по реальному случаю? Не стану спорить – мне об этом ничего не известно. Но то, что автор никогда не летал – для меня как божий день! Фразу, что «всё решает на посадке последний дюйм» – никогда не скажет ни один лётчик! Что такое дюйм? Это 2,54 сантиметра! И что он решает! Я бы, к примеру, согласился, что всё решает последний МЕТР (высота выравнивания): выше самолёт нельзя на посадке выравнять – опасно, и ниже нельзя – тоже опасно!! И почему вас так удивляет, что с посадкой того самолёта справился мальчик – если он регулярно летал с отцом? Не исключаю, что даже сажал самолёт – сперва вдвоём, а потом всё более получая возможность от отца делать это самостоятельно! О том, что это было именно так и пострел к тому времени неплохо умел сажать самолёт самостоятельно (пусть с отцом в кабине), говорит эпизод в начале фильма, когда подросток посмеялся над грубой посадкой лётчика с другого самолёта, за что отец его одёрнул. О чём этот отрывок говорит? Да то, что малец таких ошибок на посадке уже не допускает! Тот, кто плохо сажает самолёт, никогда не станет смеяться над собратом по несчастью, ибо он такой же!
Поэтому, когда только очнувшийся отец с серьёзным видом подсказывает сыну, что надо переключиться на другой бак, потому что в этом уже закончился бензин, для меня, лётчика, сейчас, кроме смеха, ничего не вызывает. Кстати, не знаю ни одного типа самолёта, где это предусматривалось бы! Зачем вообще конструкторам делать такую глупую систему – непонятно! Она явно лишняя! (Или надо заранее переключаться на другой бак и оставлять нужное топливо в 1м баке, или переключаться, напугав пассажиров остановившимся мотором! А если бензин кончится на предпосадочном планировании?! А если перед самым началом выравнивания на посадке?!?) Топливо обычно идёт к мотору (двигателю) самотёком или перекачивается насосами отовсюду в расходную группу! Закончился бензин в какой-то группе? Выключается перекачивающий насос по сигнализации у лётчика перед глазами! Вот и всё! Ну, допустим, это какой-то устаревший самолёт! Но значит, и тут мальчик должен был в курсе, не только, что необходимо перейти на другой бак, если стал мотор, но даже знать, на каком этапе маршрута (по времени) это делается! Да и скорее всего, световая сигнализация об окончании бензина в одном баке и про переход на другой должна была подсказать! Мальчишки, они так быстро всё схватывают! Особенно если хочется ему получить редкую похвалу от очччень строгого папы-лётчика, которым он, надо думать по сюжету, восхищается! Этот эпизод, скорее всего, придуман (введен) автором просто для драматизации сюжета! Весь расчёт на неподготовленность в авиационном отношении большинства читателей (зрителей)! Это из той же области, когда тот замастерившийся пилотяга Герой Сов. Союза Титаренко в картине Л. Быкова «обнаруживает» танки целой немецкой дивизии, замаскированной под сеном! Вот никто не догадался! Дивизия штурмовиков летала (120 лётчиков!!), и танки не нашла! А Титаренко догадался! Да над этим тогда смеялись даже танкисты! Потому что они прекрасно знают: танки сеном не маскируются! Это сделать невозможно хотя бы потому, что сена всего Советского Союза на маскировку дивизии не хватит! Уж не говорю, что одной искорки достаточно, чтобы спалить весь танк (от небрежности обращения с сигареткой на земле), а, может, и всю дивизию (при атаке штурмовиков с воздуха)! И курсантов ЭТОМУ (разведывательным признакам замаскированной техники и войск противника) обучают на таком предмете, как Разведподготовка! Вот только Быков никогда не учился в лётном училище и не служил в танковых войсках! Поэтому и навешал лапшу на уши наивному зрителю! Как и авторы фильма про последний дюйм на посадке и остановившийся мотор по причине закончившегося бензина в каком-то баке! Смех да и только!
Вот если бы вы мне привели пример Аркадия Каманина (самый молодой лётчик Вел. От. войны), я бы с вами согласился! Он летал, был лётчиком на У-2 в 14 лет! И тоже научился летать, когда его, механика в полку отца, брали в воздух. Его лётчики обучали посадкам, а не он «учился» этому по Инструкции! (Утверждать, что можно научиться сажать самолёт, прочитав Инструкцию, всё равно, что рассказывать байки, что кто-то стал боксёрским чемпионом, не обучаясь этому в реальных боях и слушая советы тренера, а просто почитав самоучитель по боксу!) Зачёты по авиатехнике, аэродинамике и технике пилотирования перед допуском, очень строго принимал у него отец! (Если вас эта тема интересует, найдите книгу Николая Котыша «Стрижонок»! Великолепное произведение!)
Не менее удивительно то, что будущий нем. ас Эрих Хартман до войны имел удостоверение лётчика-инструктора на планерах тоже в 14 лет! Обучала лётному искусству сына его мать, инструктор планерной школы...
И последнее. Если кто-то вам возражает, это совсем не означает, что он «заводится»! Так обычно говорят (не имея оснований) в тех случаях, когда хотят затеять ссору. То, что вы с моими аргументами в эссе были по большому случаю согласны, я это видел. А вам возражал по существу ваших примеров («не всё так однозначно»). Во всяком случае, мне так показалось, что однозначно, как раз, здесь всё: посторонним людям в кабинах учебно-боевых (и тем паче боевых) истребителей не место и обучиться профессии лётчика можно только у профессионалов – лётчиков-инструкторов в лётных училищах, а не, поплёвывая на пальцы и листая Инструкции!
Миниатюры Миниатюры http://blog.airforce.ru/blogs/yurii-f/attachments/72108-4-neozhidannyi-povorot-syuzheta-0022-021-mig-25.jpg  

Комментарии

  1. Аватар для Виктор Бар
    Тема интересная, но зацепила за воспоминания. Я однажды отказал.... Не хочу вдаваться в подробности, они здесь описаны многими, но...... В чем причина этих просьб покатать? Разгильдяйство, пренебрежение уставами? Нет и еще раз нет. Причина лежит гораздо глубже. Она в области психологии. Скажите честно, попросит ли покатать техник, если он с командиром мало знаком или еще хуже на ножах? Никогда. Такое может попросить только друг. Волей не волей, если долго работаешь с техником, отношения становятся весьма близкими и зачастую дружескими. Здесь и может возникнуть данная ситуация. Психологи хорошо знают, что человеку свойственно сопереживание. Это тонкое чувство. Повторяю, это не разгильдяйство, это желание сопереживать... Желание видеть мир глазами друга, его тяготы и проблемы, его работу наконец. Стать участником этого действа и разделить и возложить на свои плечи часть груза. Скажите пилотяги, неужели никогда не хотелось помочь технику? Ну там ключ подать, поддержать....и прочее. Ааа. Хотелось. Это тоже самое. Это почти бессознательно и подается поначалу в почти шутливой форме." Покатай, Командир" Хорошо, если ты осознаешь вовремя и откажешь. Хорошо, если получится так же отшутится. Если нет, то .... Ну сами понимаете. Есть и еще более глубокая причина. Зачем человек пришел в авиацию? Гайки крутить? Он смело мог крутить любимые гайки в автосервисе. Нет, ОН ПРИШЕЛ ЛЕТАТЬ. Здесь и зарыта та пресловутая "собака". Он понимает, что это уже почти недостижимо, ну не сложилось, не взяли в летное, не хватило смелости лезть в эту кашу с поступлением, ну сами вспомните. И пошел человек в техническое, инженерное и прочее, прочее. Он пошел, что бы быть ближе, хоть на шаг..... С годами службы неудовлетворенность растет, да, он в авиации, он выполняет важную и ответственную работу, но ни на шаг не приблизился к заветному желанию. Вот где корень этой проблемы. Из года в год, на протяжении десятилетий проблема остается и останется навсегда. На западе этой проблемы нет, что удивительно. Что, спросите, это у нас техники такие? Нет там тоже. Но проблемы нет потому, что там сильно развита сеть аэроклубов и пресловутый техник в свободное время вдоволь может летать, а то и свой самолет имеет. У нас такого нет, жаль. Да и где в Тьму-Тараканском гарнизоне аэроклуб найти? Решение же проблемы лежит на поверхности. Только она в области фантастики. Ладно уж, пофантазирую. Почему бы на уровне дивизии или армии не сделать летный день для желающих техников? Не на боевом, не на незаконной спарке, а скажем на Ан-2 ПССовском? Собрали желающих по выходным, теорию изучили, зачеты приняли и в хороший день выкатили тот Ан-2. Командира по опытней и пусть техники подержатся за "корягу" часок другой. Я уверен, все просьбы покатать прекратятся сами собой. Человек постиг желаемое. Фантастика конечно, никто не захочет брать ответственность, поднимать задок генеральский с дивана, а было бы полезно во всех отношениях. Ну да это мнение пенсионера.