10.04.2021 в 04:29 (2886 Просмотров)
Сообщение от
Морячок
... летчик Чкалов решил сходу научить подчиненных выполнять бреющий полет на сверхмалой высоте. Но на их пути оказалась телеграфная линия. Он решил, что места под проводами хватит, и повел звено под ними. Машины зацепились за провода и рухнули с высоты примерно восьми метров на землю.
В декабре 2008 года тема "Реальный Чкалов", "себя исчерпала" и была закрыта. Реальный Чкалов
Но многие вопросы той темы, и вопросы возникшие в процессе обсуждения, так и остались без ответа.
Начинать обсуждение по второму кругу нет смысла, а дополнить вновь открывшимися фактами, думаю, будет интересно.
По вопросу данной темы. К сожалению, во многих источниках биографии Чкалова периода его службы в Брянске, имеется существенная неточность: "летчик Чкалов решил сходу научить подчиненных выполнять бреющий полет на сверхмалой высоте. Но на их пути оказалась телеграфная линия". Эта информация перепечатывается разными источниками, но на самом деле обстоятельства и истинные причины той аварии были иными. (Извиняюсь за дальнейший длинный текст, но по другому не получается.)
Чтобы понять причины приведшие к этой аварии следует ознакомиться с полным текстом Приказа начальника ВВС Белорусского военного округа №191/69 от 19 октября 1928 года:
"15 августа 1928 г. сводное звено самолетов "Фоккер-D.7" 15-й и 17-й авиаэскадрильи в составе: ведущего звено командира неотдельного отряда 15 авиаэскадрильи ст. летчика Козырева, командиров звеньев 17 авиаэскадрильи Пилепеца и Мошкина и ст. летчика 15-й авиаэскадрильи Чкалова вылетело с Гомельского аэродрома для перелета к месту зимней стоянки в г. Брянск.
Согласно указаний ведущего, звено шло бреющим полетом на минимальной высоте, меняя ее в зависимости от высоты местных предметов и доводя до 3-5 метров, причем самолет ведущего не имел ни компаса, ни исправных часов.
При подлете к железной дороге Унеча - Орша Чкалов врезался в железнодорожные провода и потерпел аварию. Звено, сделав круг над ним, полетело дальше, но не на Брянск, а на Кричев, т.е. приняв железную дорогу Унеча - Орша за железную дорогу Гомель - Брянск. Полет продолжался на той же высоте. В результате чего на линии Сураж - Кричев ведущий звено Козырев сам налетает на провода, срывает болт правой стойки левой плоскости и продолжает полет с повисшей в воздухе стойкой.
При подходе к Кричеву Козырев убеждается в неправильности взятого курса, меняет его и идет по Рославльскому шоссе на Рославль. В 2 км от него Мошкин, не предупреждая ведущего, совершает вынужденную посадку из-за боязни нехватки горючего.
Ближе к городу по той же причине садится Пилипец и, недалеко от него, садится Козырев.
Из предоставленного аварийного материала усматривается ряд безобразных нарушений и упущений со стороны всего состава сводного отряда:
1) Совершенно не обоснованное решение лететь на высоте 5-10 м. принял ведущий звено Козырев. Кроме того, он "не предупредил о серьезности и внимательности отношения к полету недисциплинированного и не спавшего целую ночь Чкалова".
2) Решение лететь на такой высоте, ориентируясь исключительно по железной дороге, где телеграфные столбы имеют высоту, превышающую полет (8 метров) при отсутствии компаса и исправных часов, является явным преступным.
Данная авария, как и весь полет, служит ярким примером недисциплинированности целого звена, три четверти состава которого - командиры частей эскадрильи.
Был еще случай перелета на подобной высоте из Бобруйска в Гомель.
ПРИКАЗЫВАЮ:
1.Дело направить к прокурору для привлечения к судебной ответственности старшего летчика Чкалова и командира неотдельного отряда т. Козырева.
2. На командиров звена Мошкина и Пилипеи наложить взыскание властью командира части.
3. Впредь воспретить производство полетов на высоте ниже 50 метров и не допускать таковых командиром эскадрильи ...
5. Отстранение Чкалова от полетов подтверждаю".
Схемы составлена по материалам Приказа начальника ВВС Белорусского В.О.
Карта местности предоставлена краеведческим музеем г. Унеча
(фото кликабельно)
Если доскональна разбираться в обстоятельствах этой аварии, то Чкалов, в то утро, вообще не имел права лететь, а командир отряда Козырев, не имел права допускать Чкалова к перелёту. Дело в том, что Чкалов ночью перед полётом не спал (искал украденные у него в общежитии вещи), утром не завтракал и перед полётом честно доложил об этом командиру. Козырев ОБЯЗАН был отстранить Чкалова от перелёта за нарушение предполётного режима. Чкалова надо было отправить спать, а после обеда, или на следующий день, он перегнал бы этот "злосчастный " самолёт в Брянск и служил бы дальше.
Как показали дальнейшие события сводное звено к перелёту было не готово, самолёт ведущего не имел компаса и исправных часов. За подготовку звена к полёту несёт ответственность ведущий звено (ст. лётчик И Козырев), контроль должен был осуществлять старший авиационный начальник - командир эскадрильи (ст. лётчик Гуляев), а т.к. группа состояла из лётчиков разных эскадрилий 15-й и 17-й, то контроль должен был осуществляться на уровне авиационной бригады (командир бригады ст. лётчик Лопатин или назначенное им лицо). Ни чего из этого сделано не было.
В личном деле Чкалова в отношении этой аварии имеется документ: "Статистическая карта об аварии лётчика" (Чкалова)
Командир эскадрильи тов. Гуляев (который должен был контролировать подготовку к перелёту) указал "непосредственные причины": "Полёт на малой высоте (непонятно, при чёт тут Чкалов, если он был ведомым и летел за ведущим), "ухарство, невнимательность, хулиганство" (Чкалова)
Косвенные (причины): "Выбор ведущим (Козыревым) трудных условий полёта (малая высота) небрежность и ориентировка, которая была потеряна".
Получается (по Гуляеву), что Козырев, который "загнал" не спавшего всю ночь Чкалова в провода, Козырев, который потом полетел не в ту сторону, потом, чуть сам не "повис" на проводах, потом совершил вынужденную посадку "остатками" звена в 130 км. от места назначения, совершил "небрежность", а Чкалов летевший за Козыревым в "боевом строю", совершил "Ухарство" и "Хулиганство". Так кого надо строго наказать, как бы, спрашивает Гуляев? Вывод очевиден, Чкалова! Тем более, что на Чкалова была написана соответствующая аттестация, с выводом : "Продвижению по службе не заслуживает". Что примечательно, эту аттестацию 3 октября 1928 г. подписал... командир неотдельного отряда 15 авиаэскадрильи ст. летчик Козырев И.И. (ведущий "аварийного" звена), который, в соответствии с приказом начальника ВВС Белорусского военного округа, должен был сам находиться под следствием!
Командованию авиабригады надо было найти и наказать виновного, но т.к. "..авария служит ярким примером недисциплинированности целого звена, три четверти состава которого - командиры частей эскадрильи", а одна четвёртая этого состава был Чкалов, строго наказать решили именно его. Приговором военного трибунала Белорусского военного округа от 30 октября 1928 года В.П. Чкалов был осужден по статье 193-17 пункт "а" УК РСФСР к одному году лишения свободы.
Примечание: Статья 193-17 пункт а) гласит: "Злоупотребление властью, превышение власти, бездействие власти, а также халатное отношение к службе лица начальствующего состава Рабоче-Крестьянской Красной Армии, если деяния эти совершались систематически, либо из корыстных соображений или иной личной заинтересованности, а равно если они имели своим последствием дезорганизацию вверенных ему сил, либо порученного ему дела, или разглашение военных тайн, или иные тяжелые последствия, или хотя бы и не имели означенных последствий, но заведомо могли их иметь, или были совершены в военное время, либо в боевой обстановке, влекут за собой - лишение свободы на срок не ниже шести месяцев."
Кстати, пункт "б" данной статьи предусматривал "высшую меру социальной защиты", а в пункте "в" указано: "Те же деяния, при отсутствии признаков, предусмотренных пунктами "а" и "б" настоящей статьи, влекут за собой - применение правил дисциплинарного устава Рабоче-Крестьянской Красной Армии."
Вот такая "интересная" статья УК РСФСР с диапазоном наказания от "выговора" до "расстрела".
В тюрьме Чкалов пробыл не год, а 16 дней. С молчаливого согласия надзирателей, которые сочувствовали положению Чкалова, ему удалось передать жене письмо о помиловании, адресованное ЦИК СССР.
Из письма Чкалова к жене Ольге: "Вчера был мне суд. Судили без свидетелей и защиты в закрытом заседании. Присудили к одному году лишения свободы ... Сегодня беседовал с военкомом бригады, он очень удивлен приговором и завтра едет в Смоленск для выяснения и ходатайства о снятии с меня приговора ... Военком бригады говорит, что мы вас во что бы то ни стало сохраним для воздушного флота ... Вины никакой за собой не чувствую и объясняю это так, как сказал один командир здесь. Будь это не Чкалов на моем месте после аварии, то не было бы ничего. Значит, я им бельмо на глазу, от которого хотят избавиться в том отношении, чтобы Чкалов никогда не лез со своими указаниями на их неправильные действия ..."
По ходатайству заместителя начальника ВВС Я.И.Алксниса и наркома К.Е. Ворошилова тюремное наказание было заменено на условный срок. По личному указанию М.И. Калинина вскоре авиатор был освобожден, но из Военно-воздушных сил РККА Чкалов был уволен…
Кстати, ведущий звено это тот самый И. Козырев, который служил с Чкаловым в Ленинграде и поспорил, что Чкалов не сделает 50 мертвых петель подряд. А Чкалов сделал больше, правда делал он их над Ленинградом, за что и был справедливо посажен комэской Антошиным на гауптвахту.
Козырев Иван Иванович - командира 2-го неотдельного отряда 15-й авиаэскадрильи, как следует из подписи на фотографии сделанной в ноябре 1921 в Зарайской авиашколе, дослужился до командира эскадрильи в Брянске. Погиб в 1931 г. на самолёте "И-3".
Вот такая "суровая проза" авиационной службы Чкалова в Брянске.