RSS лента

Юрий Ф.

ДИСЦИПЛИНА, ДИСЦИПЛИНА... Странички из дневника курсанта 1го курса ХВВАУЛ

Оценить эту запись
24.01.2015 в 00:46 (6290 Просмотров)
Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	80.jpg 
Просмотров:	6378 
Размер:	43.2 Кб 
ID:	60937
На фото: ДОРОГА В НЕБО... Главная аллея Харьковского Высшего Военного Авиационного Училища Лётчиков им. дважды Героя Советского Союза С.И. Грицевец. Справа видны стелы с именами всех выпускников-Героев Советского Союза, которые выпущены за историю училища.

17 мая

[...]
Вернулись в училище <c экскурсии по городу> без приключений.
Приключения случились в другой группе: там отстал курсант Принько и неизвестно где, неизвестно с кем наклюкался так, что у него начались сильные боли в животе, а сам он потерял сознание! Я видел, как его уносили в лазарет. А сзади уже высвечивал своим величием дежурный по училищу.
Принько – это худенький, даже хиленький паренёк. Помнится, на присяге моя мама его заметила и проговорила:
— Какой маленький!
На что Принько со значением ответил:
— Я не маленький!
Куда ему пить? Ему и пробку нюхать нельзя.
На вечерней проверке начальник курса майор Левченко скомандовал:
— Кууурс! Направо, сом-КНИСЬ!
И начался «разбор полётов»:
— Курсанты Космодинов, Пиковенко, Пархомов, Степанов, Милашов, Малиновский, Тепляков – выйти из строя!
Названные вышли, чётко развернулись.
— Значит, товарищи курсанты! Почему вышел Пиковенко? Он хороший, когда необходимо ему съездить домой в Белгород! О! Тогда он как овечка! «Есть, товарищ майор!», «Будет сделано, товарищ майор!», «Так точно, товарищ майор!» А как домой не предвидится случая – тут же ком грязи в лицо! Пиковенко не выполняет приказы ни замкомвзвода, ни начальника курса! За недисциплинированность и низкую исполнительность курсанту Пиковенко объявляю... пять нарядов вне очереди!
— Есть пять нарядов!
Майор прошёлся вдоль строя.
— Курсант Пархомов! Где он?
— В наряде, товарищ майор!
— Подходит ко мне в субботу Пархомов и говорит: «Товарищ майор, ко мне приехали родители, на проходной ждут!» Я решил его отпустить! Но тут меня дёрнуло позвонить на КПП. Пархомов сразу: «Не родители, а сестра!» Я, глядя на него, продолжаю набирать номер. «Ну, не сестра, а девушка!..» Вот так доверять курсантам! И теперь, пока я с родителями сам лично не увижусь тет-а-тет, никого никуда не отпущу! Даже не подходите!
Левченко оглянул стоящих перед строем.
— Курсант Космодинов... Этот деятель ночью вылез из казармы в окно по пожарной лестнице и пошёл гулять! Зашёл в УЛО, наскочил там на дежурного по училищу, вырвался от него и быстренько вернулся на курс тем же путём! Вы помните? Ночью устраивали подъём и проверку личному составу? Искали Космодинова, а попался Тепляков! Ему, видите ли, понадобилось поздно ночью разыскивать свои часы, которые он, якобы, потерял в районе 38й параллели!
Наш строй засмеялся.
— Нет, чтобы подойти ко мне, рассказать... Я, может быть, ради такого случая ему выделил бы классное отделение на ночные поиски его часов! Ещё раз! Дневальные после отбоя никого из казармы выпускать не должны! Кто проявит свою «доброту», кто выпустит – будет на их совести и вместе с самовольщиками окажутся на Совете училища! Пытается выйти, напролом лезет? Остановить вплоть до применения силы! Если нарушитель окажется сильнее, звони мне домой в любое время! Я приму меры! А то начальник курса в прошлое воскресенье не спал из-за Кравцова, который вернулся «на базу» в три часа ночи – мотался за 40°! В это воскресенье курсант Тепляков дал мне немного больше поспать! Курсанту Космодинову за трусость я объявил пять нарядов вне очереди! Это за то, что ему не хватило мужества сознаться о самоходе. Но мы его всё равно вычислили и припёрли к стене! И поэтому он получит не одно наказание, а два! Тогда же начали поиски. Дежурный по училищу спрашивает у курсантов, нёсших службу в сторожевом посту УЛО про того, кто вырвался у него. Один отвечает: «Я не видел!» Второй: «Это был солдат, я впервые его вижу!» Третий: «Это курсант, но я его раньше не видел!» Врут и думают, что мы правды не дознаемся! Поэтому весь наряд отдельного сторожевого поста УЛО, за исключением отдыхающей смены – курсант Малиновский, встаньте в строй! – будет сурово наказан!.. Кууурс, ссссмирнаааа! За проявленную нечестность при несении службы на отдельном сторожевом посту УЛО курсантам Степанову и Милашову объявляю по пять нарядов на работу!
— Есть пять нарядов!.. — ответили наказанные.
Начальник курса оглянул строй.
— Кууурс, вольнааа! Теперь этот курсант Принько... Товарищи! Когда ко мне обратились преподаватели кафедры иностранных языков с просьбой разрешить автобусные экскурсии в Харьков, первая моя мысль была: никого никуда не отпускать! Вторая – поездка только с курсовым офицером! Ну и третья... Я решил разрешить! И все эти сомнения из-за Кравцова! Который тогда гонялся за юбкой до трёх часов ночи! Давая тогда слабые дисциплинарные взыскания – месяц неувольнения – Кравцову, Шаповаленко и Губанову, – я надеялся, что все сделают должные выводы. Однако никаких выводов вы не сделали! Принько отстал от группы и напился до беспамятства. Попал в лазарет. Лежит весь обрыганый! Когда я к нему вошёл в палату, он сорвался бежать на зарядку! Еле поймали!..
Последовал наш смех.
— Ещё в начале вашей учёбы я говорил вам: ни один подлец, пьяница не доживёт до выпуска в 197* году! Помните мои слова? Учитесь на ошибках других. Только дураки учатся на собственных ошибках. И последнее! Вопрос на честность! Кто сегодня попался начальнику патруля и назвался курсантом Принько?.. — майор обвёл строй взглядом. — Нет таких? Ну что ж! Завтра я приглашу начальника патруля и на обеденном построении мы этого лжеца опознаем! Проверены будут все, даже те, кто стоит в наряде или лежит в санчасти!
А потом была подготовка ко сну. Все помылись, вымыли ноги, почистили зубы. Все легли спать. В постели не было только нашего Полушкина...

18 мая

После обеда нас построили на плацу. После принятия докладов о наличии курсантов в строю, майор Левченко продолжил воспитательную работу.
— Курсант Ковбасюк!..
— Я!
— Курсант Лисецкий!..
— Я!
— Курсант Принько!..
— Я!
— Курсант Тепляков!..
— Я!
— Курсант Космодинов!..
— Я!
— Выйти из строя!
— Есть!
Все пятеро вышли из строя на два шага и повернулись к нам лицом.
— Товарищи курсанты! Насчёт курсанта Принько! После обдумывания я написал рапорт начальнику училища об исключении Принько из ХВВАУЛ! И я уверен на 90%, что он будет отчислен!..
Строй угрюмо молчал. Все смотрели на этого небольшого росточка курсанта. Его лицо было непроницаемо. Только ему было ведомо, что творилось у него в душе. Старался поступить, сдавал вступительные, проходил психотбор, медкомиссию! Всё преодолел. Получил вожделенные курсантские погоны. Учился! Сдавал экзаменационную сессию... И вот теперь – отчисление!..
Чёрт побери! Да стоит ли выпивон заветной мечты?
— Курсант Космодинов... Кууурс, ссссмирнааа! За самовольную отлучку после отбоя, за побег от дежурного по училищу заместитель начальника ХВВАУЛ по учебной части полковник Галатюк объявляет вам... пять суток ареста с содержанием на гауптвахте в одиночной камере!
— Есть, пять суток ареста! — глаголет Космодинов.
А я задумался! Как это начальник курса объявляет арест от имени Галатюка? Это уставами не предусмотрено! Только лично заместитель начальника училища должен объявить... От имени командира или там начальника может отдавать приказы или наказывать только соответствующий начальник штаба, а от имени начальника гарнизона – комендант гарнизона... Или объявляется в приказе по училищу (воинской части). М-да... И этому нас здесь учат? Нарушать?.. Или надеются, что мы этого не знаем?..
— Курсанту Теплякову за самовольную отлучку после отбоя объявляю пять нарядов на работу!
— Есть, пять нарядов!
— Кууурс, вольнааа! Итак, командир отделения! Курсант Тепляков пять дней подряд работает с 15 часов до 21 часа 45 минут – роет траншею на косой дорожке под бордюры! Хоть память от него останется в училище...
— Есть, товарищ майор! — ответил старший сержант Омельченко.
А Левченко продолжал:
— Товарищи курсанты! Вчера я обещал вам, что найду того нарушителя… того лжеца, который начальнику патруля назвался курсантом Принько!
Левченко обвёл строй суровым взглядом. Затем скомандовал:
— Кууурс!.. Сссссмирнааа! Курсанту Ковбасюку за ложь начальнику патруля, за проявленную трусость объявляю... пять суток ареста с содержанием на гауптвахте в общей камере!
— Есть, пять суток!
— Кууурс, вольнаааа! Но, товарищи курсанты!.. При разбирательстве выяснилась ещё одна неправда. — Начальник курса помолчал. Потом добавил: — И одна несправедливость! Вчера, пытаясь всё выяснить, я накричал на курсанта Полушкина! Говорил, что не верю ему, что он изворачивается, лжёт и т.д.! Я прошу извинить меня, товарищ Полушкин! Я был неправ! Если можете, простите меня! Или вы вправе подать на меня рапорт начальнику училища!.. Вчера поздно вечером начальнику патруля за нарушения попались не вы, а... курсант Лисецкий! Который, трусливо пытаясь избежать наказания, назвался вашим именем! Кууурс! Сссссмирнааа! За трусость при разговоре с начальником патруля и ложь, за подставу своего товарища вместо себя, курсанту Лисецкому объявляю... пять суток ареста с содержанием на гауптвахте в одиночной камере!
— Есть, пять суток ареста! — проговорил Лисецкий.
— Вольнаааа, курс! Товарищи курсанты! Сделайте выводы! В самом начале вашей учёбы я думал, что мой курс будет образцовым! Увы, пока не получается! Но учтите! Мы набрали вас 213 человек! Мне надо выпустить 140 лётчиков-лейтенантов! Больше выпустим – мне спасибо скажут! Нет – никто мне претензий не предъявит! «Усушка» и «утруска»... Неестественная... Но я добьюсь, что на курсе не останется ни один алкоголик! Ни один подлец! Ни один трус! Не исключу на первом курсе – исключу на втором! Не исключу на втором – исключу на третьем или даже четвёртом! Делайте выводы!.. Кому и что непонятно?.. Всем встать в строй!
Когда нарушители заняли свои места в курсантском строю, начальник курса скомандовал:
— Заместителям командиров взводов! Развести курсантов к местам занятий!

19 мая

Ночь прошла нормально. Если действительно можно назвать её нормальной…
После завтрака очередное построение. Перед строем снова начальник курса и... курсант нашего взвода Витя Шимкович. У него в руках какая-то гимнастёрка...
— Курсант Принько! — командует Левченко.
— Я!
— Выйти из строя!
Принько выходит, поворачивается к нам. Облизнул пересохшие губы. Нам в глаза не смотрит...
— Товарищи курсанты! Напоминаю, что вчера я написал рапорт на имя начальника училища по недисциплинированности курсанта Принько. После пяти взысканий, из которых одно – грубое, сегодня приказом начальника ХВВАУЛ курсант Принько от дальнейшего обучения в училище отчислен! Курсант Шимкович, выдайте рядовому Принько солдатское хэ-бэ! Он больше не курсант!
Принько начал перед нами переодеваться...
— Рядовой Принько, отправляйтесь в казарму! Собирайте свои вещи! Вы будете отправлены для дальнейшего прохождения службы в один из полков солдатом.
Принько уходит. Понимаю, что у него в душе! Врагу такое состояние я бы не пожелал!
А начальник курса продолжил:
— Товарищи курсанты, вы опять никакие выводы не сделали! Сегодня, когда дежурный по училищу выходил из казармы, от него снова убежали двое!
Ну, что ты тут будешь делать? Вот же дураки!
— Кто-то опять бегал в самоволку! Я прибыл в казарму и взялся за расследование. Переписал список всех, чьи койки пустовали.
Майор стал выяснять, где находились курсанты, которых не было во время сна на своих местах. Однако «расследование» быстро зашло в тупик – по ответам курсантов кто-то спал в другом месте, а тот – ещё вместо того-то... В общем, голь на выдумки хитра! Мне кажется, в подобных случаях впредь начальнику курса следует просто устраивать ночные проверки и тогда отсутствующие будут выявлены быстро. Но майор, видимо, пожалел нас и не стал рвать наши курсантские сны из-за двух обормотов, сорвавшихся в самоход...
— Так! С сегодняшнего дня все спят только на своих койках. Если однажды будет выяснено, что Космодинов лёг на место Иванова, или Иванов – на место Сидорова, все будут считаться в самовольных отлучках!
Потом мы строем разошлись по аудиториям...
@@@

Примечания:

(1) Некоторые фамилии в тексте изменены...
(2) Курсант Космодинов на 2м курсе, вернувшись из отпуска по семейным обстоятельствам, в котором он женился, отметил хорошо это событие со своими товарищами. Показалось мало. По рельефам в кирпичной кладке стены казармы вдвоём спустились с 3го этажа. Погуляли. При возвращении, когда уже почти долезли до окна в туалете, один срывается вниз и сбивает другого. Чисто случайно слесарь ночью их обнаружил на асфальте... 10 бригад скорой помощи не знали, что делать... Доставили в госпиталь... Усилием медиков Харькова им спасли жизнь. Но они стали навсегда инвалидами... Об этом подробно можно посмотреть в повести ЗАРНИЦЫ ПАМЯТИ ЗАПИСКИ КУРСАНТА ЛЁТНОГО УЧИЛИЩА, эпизод 23й ЧП и эпизод 24й НЕПОЗНАННАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ, эпизод 25й ГОСПИТАЛЬ... (ссылку не даю - низзя!)
(3) Курсант Лисецкий на наш курс принят по нелётному профилю, для учёбы на ОБУ КП (по здоровью). Был отчислен по дисциплине... Служил в армии... Поправил здоровье, поступил в ХВВАУЛ на лётный профиль... Закончил училище... Погиб при исполнении служебных обязанностей...
(3) Курсанты Кравцов, Шаповаленко и Губанов в дальнейшем отчислены по состоянию здоровья (медицинскому несоответствию).
(4) Курсант Ковбасюк (кстати, сын начальника политотдела авиадивизии ПВО) отчислен из училища по лётной неуспеваемости (по нелётности)...
(5) Подполковник Левченко П.П. скончался от рака через 10 лет...

Комментарии