27.09.2018 в 15:18 (3367 Просмотров)
РАЗВЕНЧАНИЕ ЛЕГЕНДЫ
(только для профессионалов)
В далёкий день 26 сентября 1954 года под Нижним Новгородом произошла трагедия – в испытательном полёте новенький серийный самолёт новгородского авиазавода МиГ-17ПФ столкнулся с землёй. Погиб молодой парень лётчик-испытатель 3-го класса (1953), капитан Алексей Алексеевич Жучков (р. 1923). Был похоронен на Старо-Сормовском кладбище (Нижний Новгород).
Предположительной причиной происшествия серьёзная государственная комиссия посчитала, что «вследствие ухудшения погоды в районе полёта, лётчик, оказавшись в тяжёлых условиях, не имел возможности справиться с пилотированием». (Каков слог! В приказах ГК ВВС это же называлось бы своими именами: «Выпуск в полёт лётчика, не подготовленного к пилотированию в данных метеоусловиях; плохая подготовка к полёту».)
Вот и сказочке конец о великолепной подготовке лётчиков-испытателей везде и всюду. Потому что к полётам в облаках, за облаками, при ухудшенной видимости и отсутствии в поле зрения естественного горизонта следует учиться по специальным программам, а потом поддерживать постоянно свои навыки в пилотировании по приборам.
Лётчики-испытатели никто не летают не то, что ночью при минимуме погоды, но даже днём при минимуме, даже ночью в ПМУ! (Если это не испытательный полёт какой-нибудь посадочной фары новейшего образца, навигационных систем самолётов или РТО аэродрома, но и там экипажи должны не иметь перерывов в тех условиях, в каких они летят)! Просто им это не нужно, вот поэтому этому (простите за тавтологию) их и не обучают! А авиатехнику они, лётчики-испытатели, испытывают (облётывают) только днём при метеоусловиях – не хуже 600х6 и облачность при этом должна быть тонкой (т.е. только в облака вошёл – сразу же и вышел)! Для них главное – испытание самолётов (вертолётов), а не напрягать своё внимание по выводу летательных аппаратов в створ полосы вне видимости естественного горизонта! А то вот пилотируют они по приборам в облаках, а тут отказ! И по отказу действуй, и за высотой да скоростью следи, и на посадку заходи по стрелкам да директорам! А это перегруженность внимания, можно со всем этим и не справиться и потерять ценный опытный экземпляр самолёта!
Подготовка лётчиков-испытателей по действиям в особых случаях полёта, экстремальных режимах поведения самолёта (вертолёта), по выдерживанию заданных конструкторами параметров – закачаешься! Но лётчики-испытатели – не пилотажники, не воздушные бойцы, к ведению боевых действий и пилотированию ЛА в СМУ и при установленном минимуме погоды днём, а в ряде случаев и в любых метеоусловиях ночью не приспособлены! Не потому, что они плохие пилоты, а потому что они в таких полётах не практикуются – им это по работе не нужно!
Говорю вам: лётчики-испытатели сами создают легенды о своей универсальности и великолепной подготовке везде-везде и всюду-повсюду, потом сами в эти россказни верят, идут в полёт в более или менее усложнённых метеоусловиях и бьются!
У одного Заслуженного лётчика-испытателя СССР я спросил:
— И вы в это верите? Что вы все так хорошо подготовлены во всех метеоусловиях? Верите в такие сказки?
Он посмотрел на меня, улыбнулся и ответил:
— Ещё бы! Я эти сказки сам распространяю!